Вежливость и осторожность.
Что вы сделаете, если случайный прохожий сделает замечание вашему ребенку, — поблагодарите или отойдете в сторону? А если с малышом станет играть посторонний взрослый, обрадуетесь или насторожитесь? Как определить, несет ли в себе незнакомец скрытую угрозу или просто симпатизирует детям? С одной стороны, надо учить ребенка быть вежливым. С другой — не известно, с каким человеком встретится ваш малыш. Задача нас, взрослых, — подготовить ребенка к неожиданным ситуациям и встречам.
Не навреди
Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно — в меру доверчиво и в меру осторожно — реагировать на внешний мир.
К сожалению, сегодня личная безопасность ребенка, как никогда, выступает на первый план. Терроризм, увеличение нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать малышам разговаривать с незнакомыми людьми. Такая позиция понятна. Но давайте посмотрим, к каким последствиям эта установка может принести и на какую почву может упасть зерно недоверия.
Тревожный малыш, или «Маска, кто ты?»
Если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится — скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция «вокруг опасность» скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления некротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить, или сообщать им свой адрес и телефон (если, конечно, ребенок непотерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей — родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них.
В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка — поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения.
Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, «на автомате», отреагирует на создавшуюся ситуацию.
Активный малыш, или Повторение — мать ученья
С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение — не проявление родительского занудства, а необходимость. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем «смотреть котят» или «новую игрушку», сесть «покататься в машину» или «поиграть в доктора», а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно — хороших манер. Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе с психологом, где с помощью специально подобранных игр и упражнений помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным.
Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ему волей-неволей придется вести себя по-другому — более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и перенимать хорошие манеры. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать, — это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости.
Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких — более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.
Чувство собственного достоинства
Необходимо для себя четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие, по меньшей мере, сомнительными. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики: «Какая у тебя машинка?», «Как зовут твоего зайку?» или «Как пройти к аптеке?» можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы. Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт. Но не стоит, и позволять унижать вас и вашего ребенка. Независимо от нашего отношения к «доброму совету» ответьте спокойно: «Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению». Когда совет своевременен и разумен — например, вам говорят: «Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки» — вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: «Да, действительно, вы правы» — и последовать совету. Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное — просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмысленного и некрасивого выяснения отношений.
Осторожно — «добрый» дядя
Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более, когда они в это время разговаривают с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: «Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там». В любом случае, вы должны быть поблизости и слышать, с какими советами или просьбами обращаются к вашему малышу. Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства.
Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора.
Трудно объяснить дошкольнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Прежде всего, он должен понять, что поступаем неправильно. Это понимание приходит, когда ребенок видит огорченных родителей, объясняющих ему, что так поступать не надо. Но понимание — не гарантия того, что при первой, же возможности ребенок снова не начнет рассказ на нежелательную тему.
Ребенок должен осознать последствия своего поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей — игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы то знаем, какие у них намерения.
Вы можете придумать какое-нибудь напоминание, знак на случай, если ребенок забылся и снова затронул запретную тему. Этим знаком может быть любое слово или предмет. Просто заранее скажите ребенку: «Когда я показываю тебе этот предмет, ты вспоминаешь, о чем мы с тобой договорились». Если малыш увлекся и ничего не срабатывает, уведите его от незнакомца, сославшись на спешку. Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: «До свидания, мы спешим, правда, мама?» — или, если малыш играет поодаль от вас: «Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она».
Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеете право без объяснений развернуться и уйти.
Образец для подражания
Что касается культуры речи малыша, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок не вполне способен разобраться, почему он должен быть вежлив. В своем поведения он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том, или ином случае ведет себя мать — прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка — самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают, и то, как они это делают, — правильно и достойно повторения.
Преврати неловкость в шутку
Нередко родители испытывают неловкость за детей, которые, по их мнению, ведут себя с незнакомыми людьми неправильно: либо грубят, либо излишне теряются. Взрослые должны понять: ошибки в поведении ребенка — это нормальное явление, это познание жизни и накопление опыта. Ни ребенок, ни вы перед чужим человеком ни в чем не виноваты. Улыбнитесь, извинитесь, сгладьте неприятный момент шуткой и забудьте о неловкости. Не стоит злиться на малыша и пытаться оправдаться перед незнакомцем за плохое поведение ребенка. Не надо ребенка тут же, при всех, ругать и требовать извинений. Малыш не поймет, почему он не прав, но испугается, что огорчил родителей. Посторонний человек исчезнет из вашей жизни через несколько минут, забыв о происшествии, а ребенка «прилюдное воспитание» может травмировать. Дети в большинстве своем — ранимы и сверхэмоциональны, и относиться к ним надо чутко и бережно.
Смотри в оба
Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто — всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но и взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Игровая площадка должна быть по возможности открытой, чтобы можно было, не мешая детям, постоянно удерживать их в поле зрения. У ребенка не должно быть возможности куда-то убежать, увидев что-то интересное, и потеряться или спрятаться от вас.
Бумажка — в кармашке
Но как бы мы, ни были бдительны, дети обладают удивительной особенностью «исчезать». Вот только что вы вели его за руку, на секунду отвернулись, отвлеклись — и ребенок уже растворился в толпе. Разминуться с малышом можно и на прогулке, и в магазине, и в метро — в любом людном месте. Оставшись один, ребенок может испугаться, растеряться и забыть всю информацию о себе. Поэтому нелишне будет с изнаночной стороны одежды, в которой ребенок гуляет, пришить метку. Можно даже в карманчик положить записку с указанием фамилии, имени и отчества малыша, данных родителей и номеров контактных телефонов. Такую «памятку» можно завести, когда малыш начнет уверенно ходить, бегать и прятаться.
Инструктаж хорошо, но игра лучше
Записка — это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть и уметь ее четко произносить. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон.
Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей. Обычные словесные инструкции ребенок может воспринимать с трудом и быстрее их забывает. Дошкольнику понятнее язык игры, и информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается им быстрее и надежнее.
1. Не носись, как мяч, а погромче плачь! Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь он должен остановится и начать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка — тихие слезы и хаотичный бег в поиске мамы и папы.
2. Туда ходи… Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому- нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант — это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями. В метро — к дежурному у эскалатора или на платформе. В магазине — к продавцу или кассиру. На железнодорожном вокзале или в аэропорту — опять-таки к человеку в форме. Если ребенок потерялся и магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка — беджик с именем) и объяснить, что случилось. Если ребенок потерялся на улице — ему надо зайти в любое ближайшее учреждение, например в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афиши. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему. Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.
3. Сюда не ходи Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома, квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: «Я буду стоять здесь, и ждать своих родителей!» При попытках его увести, научите его кричать: «Меня хотят украсть! Я вас не знаю!» Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях — имена, телефон, адрес. Если окружающие не успеют освободить ребенка, то, по крайней мере, будут обладать этой информацией, возможно, запомнят приметы похитителей или номер их машины.
4. Ты пошла направо, я пошел налево Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например, он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать — там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.
5. Не дразните преступника Для того чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не надевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте малышу дорогие мобильные телефоны и деньги. Это не значит, что ваш ребенок должен быть серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную, удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившееся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным. Ни в коем случае не браните потерявшегося малыша. Он напуган не меньше вашего. Внимательно выслушайте его и не давайте оценок типа: «Ах ты, растяпа!» или «Какой же ты несообразительный».
Когда малыш успокоится, попробуйте с ним обсудить произошедшее. А потом «переиграйте» ситуацию таким образом, чтобы события — неожиданная потеря и поиск родителей — развивались по нужному, отработанному сценарию. Это поможет ребенку в похожих обстоятельствах действовать эффективнее и избегать опасности.
Проверьте себя и своего малыша
Правильная реакция на поведение незнакомых людей
Если ребенка хвалят, ему достаточно улыбнуться, а маме — поблагодарить за комплимент.
Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка.
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет, он должен ответить: «Я сделаю так, как скажет моя мама, вот она».
Если маме дают нелепый совет, мама отвечает: «Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом», и уходит.
Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал. Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой, ей следует ответить: «Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю».
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти, ему следует ответить: «Вон моя мама, спросите у нее» — и громко позвать маму.
Если ребенок только что потерялся, он должен стоять на месте и громко звать родителей.
Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей, он должен уверенно сказать: «Я буду стоять здесь, и ждать родителей».
Если ребенка пытаются насильно увести, ему следует обратить на себя внимание окружающих криками: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!»
Воспитатель Колычева Е.Ю.