Игра — в жизни ребенка

Игра – это огромное светлое окно, через, которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский.

Самое главное в детской игре – добиваться следующего:

  • Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
  • Чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца;
  • Чтобы в каждой игрушке он видел определённую ценность, хранил её; поддерживал порядок в игровом уголке; с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки;
  • Чтобы в игре комбинировались все типы игрушек.

Характеристика видов игрушек

Сюжетные игрушки – это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель, и др. Игрушки данного вида во многом определяют игры, в этом их основное назначение ( отсюда название – сюжетные). Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она источник — разнообразных переживаний малыша.

Дидактические игрушки предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи. Условия такой задачи заключается в самой конструкции игрушки ( разобрать и собрать пирамидку, башенку, матрёшку). К дидактическим игрушкам относятся мозаика, настольные и печатные игры.

Игрушки – забавы, «весёлые игрушки».Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка – «дергунчик» и др. Эти игрушки помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь их от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена эта игрушка, почему она двигается. Возникает требование : игрушка – забава должна быть прочной.

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Эти игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, гармошки, барабаны, дудки и др. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки – это куклы (театрализованные персонажи, куклы бибабо), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы, атрибуты, маски, элементы декораций.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, в глазах ребёнка они должны быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости. Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов ( машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, детские швейные машинки. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Детям предлагаются конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения « LEGO».

Игрушки – самоделки изготавливаются самими детьми. Их родителями и воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр. В основе изготовления игрушек – самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребёнок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребёнок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворять не потому, что делу – время, потехи – час, а потому что , играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него это страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А.С.Макаренко.

Если не играть, не руководить игрой малыша с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

Игры таких детей сводятся к бесценному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

Как играть с детьми?

В младшем дошкольном возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослыми.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный, доброжелательный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают , его мысли разделяют, с ним хотят играть.

Интерес малыша к самостоятельной игре будет всё более заметным, но это не основание для того, чтобы пускать игру на самотёк.

Играть целый день в одиночестве ребёнок просто не может.

Вы вдруг обнаруживаете, что он повторяет одни и те же действия, явно скучает, берется то за одно, то за другое, использует игрушки не по назначению.

Поэтому надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям и, в свою очередь, способствует более успешному умственному развитию.

Что же такое хорошая игрушка?

Прежде всего это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возрасту.

К примеру, папа дарит своему трёхлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трёхлетки она никак не подходит. Ребёнок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причём свою неудачу и досаду он запомнит и долго потом не будет играть ни с чем, что хоть отдельно напоминает ему этот конструктор.

Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей. Ребёнку надо не просто дать игрушку, а назвать её ( причём правильно, не на сюсюкающем « детском» языке), объяснить, как с ней нужно обращаться, поиграть вместе с ним, показав разные варианты игры.

В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребёнка. Один любит возиться с машинами, другой – что – то мастерит из кубиков и просит купить ему побольше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите. Третий – даром что мальчик – играет с куклами, не стыдите его за это.

Важно также, чтобы интерес ребёнка к игрушке не угасал, чтобы он побольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому, несомненно, мешает то, что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек.

Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей, игрушки приедаются малышу . Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.

Приучайте детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное бельё, мыть посуду, игрушки. Не разрешайте ребёнку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.

Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как со старой игрушкой у ребёнка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым, в присутствии ребёнка, игрушка будет дороже новой.

Ремонт игрушки можно обыграть. Если у мишки оторвались лапки, ухо, хорошо бы взрослому на время превратиться в доктора Айболита, а ребёнку предложить роль медсестры. Если отскочило колесо, машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой – то мере ребёнком», — писал В.А. Сухомлинский.

Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнёрами в играх.

Не пожалеем своего свободного времени на игры с детьми. Игры с вами для ребёнка в тысячу раз интереснее и полезнее любой игрушки. Сотни удивительных игрушек не заменят ему душевного подъёма, который он получает, играя с вами.

Воспитатель Морозова Н.Н.