Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольные печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он. Не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10 -15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.
В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки – образцы и спросить:
«Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что Можно сделать из фруктов?»
После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картину. Вспомни. Какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки». Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок. То сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Словесные игры
«Что в мешочке?»
В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет определить и назвать то, что он ощупывает.
«Что из чего сделано?»
Взрослый начинает беседу. В нашей комнате много предметов. Все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Если он сделан из дерева, то он какой?
«Что я не так сказала?»
Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. Почему?
Учитель – логопед: Гузь Л.В.